Производители не всегда оснащают штатным проигрывателем сходящие со стапелей автомобили. Иногда в машине просто делают "разводку" проводов, к которым будущий владелец сам установит более подходящую ему аудиосистему. Производители не всегда оснащают штатным проигрывателем сходящие со стапелей автомобили. Иногда в машине просто делают "разводку" проводов, к которым будущий владелец сам установит более подходящую ему аудиосистему.
Эта процедура, называющаяся "аудиоподготовка", предназначена для тех, кому небезразлично, как звучит музыка в салоне их автомобиля. Для таких людей, а также для всех, кто просто интересуется вопросами автомобильного звука, мы открываем новую рубрику, в которой будем рассказывать обо всем, что составляет этот многогранный мир, имя которому car audio.
Так уж мы все устроены, что почти всегда предпочитаем эксклюзивное и индивидуальное всему штатному, массовому и серийному. И слава Богу. Большинство штатных комплектов звучат довольно посредственно, хотя бывают приятные исключения. По-настоящему же качественный автозвук всегда требует индивидуального подхода, тщательности, внимания к мелочам, что, конечно, невозможно при конвейерной технологии сборки автомобилей.
Акустическое пространство салона автомобиля вряд ли можно назвать благоприятным для верного воспроизведения музыкальных записей. Звуковые волны, излучаемые динамиками, отражаются от стекол самым причудливым образом, сами динамики часто приходится устанавливать не там, где они будут звучать лучше всего, а там, где для них есть место, или там, где они не мешают и прилично смотрятся. Автомобильная система питания создает множество электрических наводок и шумов, которые норовят пролезть в тракт сигнала и во весь голос заявить о своем существовании. Плюс шум мотора и внешние шумы, плюс постоянные перепады температур, особенно в нашем суровом климате, плюс постоянные вибрации, плюс, наконец, необходимость каких-то мер защиты от уличных меломанов. Поэтому добиться качественного звучания в автомобиле гораздо сложнее, чем у себя дома, в гостиной, но все эти препятствия превращают создание классной автомобильной аудиосистемы в своего рода увлечение и даже спорт. В России всего за последние 3-4 года автомобильное аудио стремительно превратилось из любительского увлечения в настоящий профессиональный бизнес. Изобретательность и мастерство вкупе с дорогими материалами и компонентами позволяют создавать системы, способные удивлять и даже вызывать восхищение. При этом даже самая изощренная аудиосистема должна быть надежной, простой в управлении и безопасной: при источнике питания 12 вольт и мощных усилителях ток в десятки ампер – нормальное явление.
Что такое "качественный звук", многие автомобилисты представляют себе не так, как домашние аудиолюбители. Подавляющее большинство автомобильных аудиосистем звучит довольно агрессивно и, в первую очередь, рассчитано на воспроизведение ритмичной, неакадемической музыки. Оно и понятно – обстановка на дорогах вряд ли способствует глубокому погружению в эмоциональные лабиринты классических произведений. Но, так или иначе, тот, кто проводит за рулем довольно много времени, слушая музыку, хорошо отличает качественный звук от некачественного. Труднее проанализировать и определить, почему в салоне одной машины музыка звучит живо, динамично, объемно, а в другой тускло и неинтересно. Два главных, решающих фактора – это правильный выбор компонентов и грамотная установка с учетом особенностей автомобиля.
Основной компонент автомобильной аудиосистемы – головное устройство, или проигрыватель – обладает двумя основными характеристиками. Первая – это формат носителей, с которых проигрыватель "читает" музыку. Царивший на протяжении десятилетий аналоговый формат (обычные аудиокассеты) в двадцать первом веке активно теснят цифровые форматы СD (компакт-диски) и MD (магнитооптика). С недавнего времени цифровые форматы получили перспективное пополнение – прогрессивно развивающийся формат МP3. Вторая принципиальная характеристика – выходная мощность, которую способен выдавать проигрыватель. Среднее значение мощности для современных головных устройств – 25-35 Ватт, выдаваемое по четырем каналам. Мощность в 50 Ватт – это очень хорошо, а больше 55 – это уже hi-end. Как правило, цена проигрывателя во многом зависит от его мощности. Следующий по важности компонент – динамики, или, как говорят знатоки car audio, акустические системы, основное требование к которым – максимальное сочетание с головным устройством. При этом вовсе необязательно, чтобы головное устройство и динамики были от одной фирмы-производителя. Главное, чтобы они подходили друг к другу по мощности. Если подключить к 20-ваттной магнитоле 150-ваттные динамики, возникнут неприятные нелинейные искажения звука. И наоборот, слишком мощное головное устройство может просто сжечь слабые динамики. Акустические системы подразделяются на высокочастотные, средне- и низкочастотные. Высокочастотные динамики (твитеры, или "пищалки") размером чуть больше диаметра шарика для настольного тенниса отвечают за воспроизведение тонких подробностей звука – например, звук музыкальных тарелок или звучание флейты. Среднечастотными динамиками, которые "играют" самый рабочий звуковой диапазон, обычно комплектуют штатные аудиосистемы автомобилей мидл-класса, а низкочастотные динамики или вуферы "басят", делая звук более сочным и глубоким. С акустической точки зрения динамики правильнее было бы установить в "торпедо", но поскольку там для них не хватает места, конусные низко- и среднечастотные головки чаще всего устанавливают в дверях, где предусмотрены штатные места. "Пищалки" могут располагаться над приборной панелью, у боковых стоек. Для начального варианта будет вполне достаточно двухполосных динамиков, то есть состоящих из ВЧ и НЧ/СЧ головок, воспроизводящих свои полосы частот.
С развитием цифровых форматов все более популярным становится CD-чейнджер, то есть накопительное устройство для нескольких десятков компакт-дисков, которые меняются нажатием кнопки. Можно, не отвлекаясь от дороги, выбрать любой диск или задать любую программу воспроизведения. Чейнджер тоже обычно ставят в багажник и подключают к головному устройству специальной шиной. Лучше, если головное устройство и чейнджер будут одной фирмы, тогда их проще подключить друг к другу. Недостаток чейнджеров в том, что диски придется вынимать, если захочется послушать их дома, и в том, что на сильном морозе многие чейнджеры попросту замерзают.
Самая простая система включает в себя проигрыватель и несколько динамиков, но чем более "продвинута" аудиосистема, тем больше компонентов входит в ее состав. Первый признак "серьезности" системы – наличие усилителя мощности. Плоский металлический прямоугольник с ребрами радиатора располагается в багажнике (при грамотной установке не уменьшая его рабочий объем), не только усиливая мощность, что следует из его названия, но и "вытягивая" сигнал, то есть улучшая его качество за счет отсекающего лишние частоты кроссовера. Кстати, гораздо чаще кроссовер можно встретить в качестве дополнительного элемента акустической системы как разделительный фильтр, направляющий высокие частоты к "пищалкам", а низкие и средние к динамикам в дверях.
Еще один элемент полноценной автомобильной аудиосистемы – специальный динамик большого диаметра, предназначенный исключительно для воспроизведения низких частот, или сабвуфер. Сабвуфер обычно располагается в багажнике, за задним сиденьем или под одним из передних сидений, причем его местоположение не влияет на пространственную звуковую картину, поскольку низкие частоты не локализуются слухом и ощущаются скорее как перепады давления и вибрации.
Основное отличие систем класса Hi-Fi (high-fidelity) от бюджетных – стремление последних к универсальности. Производители массовой техники, в первую очередь, нацелены на эффективные маркетинговые решения: понизить себестоимость за счет более дешевых материалов и комплектации, соединить в одном устройстве функции, как минимум, трех устройств. Аудиофилы считают, что подобная деятельность, как правило, осуществляется за счет качества звука. Но нельзя отрицать, что результатом такой политики стали доступные широкому потребителю неплохие аудиосистемы Pioneer, Kenwood, Alpine, Clarion, Sony стоимостью до 1000 долларов.
Автомобильное аудио, конечно, недешевое удовольствие. Но результат часто превосходит все ожидания, и музыка, которая сама по себе движение, удивительным образом складывается с перемещением в пространстве, давая в сумме некое музыкальное путешествие с акселератором вместо дирижерской палочки. Главное – следить за темпом и правильно вести мелодию.