Главная

Регистрация

Вход
Автотюнинг
Четверг, 28.11.2024, 02:53:09
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
аэродинамика на ваз
autotuningДата: Воскресенье, 09.03.2008, 14:00:09 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Аминистраторы
Сообщений: 162
Репутация: 20000
Статус: Offline
Времена засилья однотипного тюнинга вазовских машин, авторство которого оставалось тайной даже для многих продавцов, позади. Многие крупные автосалоны наконец-то решили отказаться от практики установки на автомобили одинаковых внешних обвесов и начали обзаводиться собственными «эксклюзивными» вариантами. Мы решили продуть в аэродинамической трубе три «авторских» варианта тюнинговых хэтчбеков ВАЗ-2112.
Дмитрий Шевцов
Фото автора

Осенью прошлого года в Москве появились сразу три «авторских» варианта тюнинговых «двенадцатых», созданных по заказу трех крупных дилеров АвтоВАЗа — фирм Лада-Фаворит, Инком-Лада и Торгмаш. По замыслу менеджеров этих компаний, эффектные «эксклюзивные» тюнинговые машины должны не только привлекать посетителей в их автосалоны, но и создавать фирмам соответствующий «эксклюзивный» имидж.
Первой подобной машиной стал огненно-красного цвета ВАЗ-2112, выставленный на августовском автосалоне в Москве на стенде компании Лада-Фаворит. Автомобиль был сделан в известном дизайнерском ателье Карди.
Вскоре свой вариант «эксклюзива» показала сеть автосалонов Инком-Лада. Белый ВАЗ-2112 был построен «придворным» инкомовским тюнинговым ателье SVR Conversions. Над внешностью машины трудились дизайнеры Павел Сорокин и Алексей Шаршаков. Кстати, первый из них в свое время работал над обвесами кольцевых «восьмерок» и «десяток» команды Лукойл Рейсинг (см. АР № 21, 2000).
А автором дизайна «двенадцатой» от тольяттинской фирмы Торгмаш стал дизайнер и специалист по аэродинамике Андрей Рузанов. Именно он два года назад «нарисовал» для Торгмаша кольцевую «десятку». Торгмашевцы назвали свой автомобиль громким именем TMS Revolution I.
Во внешности каждой из «авторских» «двенадцатых» есть своя «изюминка». У белой машины SVR Conversions это стильная передняя светотехника с четырьмя круглыми фарами и мощный передний спойлер, придающий машине сходство с кольцевым болидом. Хэтчбек от ателье Карди сразу обращает на себя внимание интегральными бамперами, «перетекающими» в оригинальные крылья. Ну а торгмашевская «двенадцатая» имеет необычные накладки на боковинах крыши и развитое заднее антикрыло.
Впрочем, обсуждать внешность автомобилей мы не станем — это дело вкуса. Давайте лучше изучим эти хэтчбеки в аэродинамической трубе. Как изменилась обтекаемость доработанных машин по сравнению со стандартной «двенадцатой»? Узнать это особенно важно еще и потому, что для всех этих машин, помимо изменения внешности, предлагается еще и тюнинг агрегатный. Например, наши коллеги из журнала Автоспорт еще до первого снега успели провести на Дмитровском полигоне тест машины от ателье SVR Conversions. «Максималка» белого болида перевалила за 200 км/ч! На таких скоростях баланс аэродинамических характеристик становится не менее важным, чем настройки подвесок...
В рамках этой работы мы вновь будем оперировать так называемым коэффициентом аэродинамического качества, который уже был использован нами в тесте гоночных автомобилей класса Супертуризм (см. АР № 19, 2001). Математически это отношение коэффициента подъемной силы Сz к коэффициенту лобового сопротивления Сх. Чем меньше эта величина, тем лучше для автомобиля. В идеале она должна быть отрицательной — это будет означать, что на автомобиль действует не подъемная, а прижимающая сила.
Что касается лобового сопротивления, то обвесы от фирм SVR Conversions и Lada Favorit серьезно его увеличивают — Сх у этих машин равен 0,403 и 0,405 соответственно, что намного больше величины 0,335 у серийного хэтчбека ВАЗ-2112. Обтекаемость торгмашевской машины тоже хуже, нежели стандартной, но ненамного — Сх равен 0,350.
Борьба с подъемной силой у всех дизайнеров закончилась победой, хотя и с разным счетом. У машины Lada Favorit подъемная сила снижена лишь на 9 процентов по сравнению со стандартной «двенадцатой»: скромно. Зато характер распределения по осям оптимален. Обвес от ателье SVR Conversions уменьшает подъемную силу уже гораздо эффективнее — почти на 40%. Но действие обвеса таково, что на высокой скорости передние колеса у белой машины нагружаются дополнительным усилием (что хорошо), а задние разгружаются — причем даже чуть сильнее, чем у обычного хэтчбека. (Об этом говорит вдвое больший опрокидывающий момент.) На высокой скорости это может придавать машине склонность к заносу.
А наилучшего результата достигли в Торгмаше. Суммарная вертикальная сила, действующая на TMS Revolution I, имеет отрицательный знак: подъемная сила превратилась в прижимающую. Это если не революция, то очевидный успех!
Окончательно расставляет все по местам подсчет коэффициента аэродинамического качества. У стандартной «двенадцатой» он равен 0,57. Машина от фирмы Lada Favorit имеет чуть лучшее значение — 0,42. Создатели автомобиля ВАЗ-2112 SVR Conversions сумели снизить коэффициент качества еще сильнее — до 0,28. А в лидерах — Торгмаш Моторспорт с результатом –0,06.
Кстати, стоит упомянуть и качество «физическое» — попросто говоря, как сделаны все обвесы. У всех трех машин отлично подогнаны все пластиковые панели, полностью отсутствуют подтеки герметика и торчащие головки саморезов. Авторская работа!

Справка АР. ВАЗ-2112 Lada Favorit предоставил на тест автосалон Лада-Фаворит, тел.: (095) 786-25-03;
ВАЗ-2112 SVR Conversions предоставлен сетью автосалонов Инком-Лада, тел.: (095) 363-00-00;
ВАЗ-2112 TMS Revolution I нам предоставил московский партнер компании Торгмаш автосалон Элекс-Полюс, тел.: (095) 232-90-09.

Аэродинамические характеристики автомобиля ВАЗ-2112*
Стандартный Lada SVR TMS
автомобиль Favorit Conversions Revolution I
Площадь фронтальной проекции, м2 1,94 1,97 2,00 2,00
Коэффициент аэродинамического качества 0,57 0,42 0,28 –0,06
Сила лобового сопротивления Рх, Н 521 639 645 560
Коэффициент аэродинамического сопротивления Сх 0,335 0,405 0,403 0,350
Подъемная сила Рz, Н 296 270 179 –31
Опрокидывающий момент Му, Нм –264 –205 –457 –218
Момент крена Мх (при угле поворота платформы 15°), Нм 498 521 453 512
Поворачивающий момент Мz (при угле поворота платформы 15°), Нм 499 442 452 422
* Для каждого параметра выделен наилучший показатель.

Авторская работаВАЗ-2112 TMS Revolution IВ свое время я принимал участие в доводке аэродинамики серийных автомобилей «десятого» семейства, поэтому мне хорошо знаком характер обтекания этих машин. Кроме того, немало интересных решений, наработанных нами в свое время в аэродинамической трубе ВАЗа, так и не пошли в серию. И на торгмашевской машине мне удалось применить несколько старых наработок — например, большое заднее антикрыло, которое тогда не пропустили на конвейер из технологических и габаритных соображений. А конфигурацию переднего бампера я создавал, точно зная место расположения на переднем бампере точки деления потока — той, где воздух делится на струю, утекающую на капот, и струю, уходящую под днище.

В отличие от других дизайнеров, я уделил особое внимание верхней части кузова. Например, по краям лобового стекла появились продольные выступы, перетекающие через крышу автомобиля к его задней части. Помимо эстетической ценности, они функциональны — предотвращают перетекание грязи с лобового на боковые стекла.

Торгмашевский TMS Revolution I оказался самым лучшим по аэродинамическому качеству — коэффициент равен –0,06! Это неплохо даже для кольцевого болида, не говоря уж про дорожный автомобиль. «Преобразование» лобового сопротивления в прижимную силу здесь происходит с максимальной эффективностью. И с минимальными потерями — коэффициент лобового сопротивления Сх вырос со стандартных 0,335 только до 0,350. Распределение подъемной силы по осям пусть не идеально, но все-таки лучше, чем у серийной машины, — опрокидывающий момент уменьшен на 17 процентов.
В чем секрет успеха? Специалисты считают, что во многом это — заслуга антикрыла. Оно не только имеет правильный профиль, но и грамотно установлено на высоких стойках. Поэтому антикрыло не нарушает безотрывного обтекания заднего стекла хэтчбека и эффективно работает в незавихренном потоке, создавая прижимающую силу. В дополнение — грамотно сконструированный передний бампер, нагружающий на скорости передние колеса. Вот поэтому-то торгмашевская машина и «припадает» к дороге без значительного роста лобового сопротивления.

ВАЗ-2112 SVR ConversionsПеред нами была поставлена четкая задача — придать дорожной машине максимальное сходство с кольцевым болидом. Единственное ограничение — использование стандартных бамперов. Поэтому спереди мы ограничились установкой мощного спойлера. Его дополняют юбки по бокам и под задним бампером. Спортивную нотку во внешности подчеркивают треугольные шайбы на боковинах заднего антикрыла.

Но и после этих доработок дизайн передка «двенадцатой» казался нам скучноватым. И мы убедили заказчика избавиться от обычной «десяточной» светотехники: после установки четырех круглых «глазков» Hella автомобиль наконец обрел новое лицо.
Ближайшая перспектива — работа над задним антикрылом: мы поняли, что оно расположено неправильно. Переставим. И будем надеяться, что оно будет не только вносить в облик машины черты кольцевого болида, но и станет действительно работоспособной конструкцией.

Создатели обвеса ателье SVR Conversions проиграли по величине лобового сопротивления — Сх машины вырос до 0,403, что на 14 процентов больше, чем у серийной «двенадцатой». Но выиграли в величине суммарной подъемной силы — она заметно ниже. Благодаря этому коэффициент аэродинамического качества снизился вдвое — 0,28 против 0,57. Серьезное улучшение!
Но вот распределение подъемной силы по осям у машины наихудшее в рамках этого теста, о чем говорит самое большое значение опрокидывающего момента. В чем причина? Развитый передний спойлер отлично справляется со своей задачей — на высокой скорости он создает прижимную силу, которая действует на передние колеса. А вот антикрыло на крышке багажника «не работает» — оно установлено неправильно, слишком близко к стеклу, из-за чего воздушный поток не может нормально протекать под плоскостью антикрыла. Поэтому подъемная сила сзади остается слишком высокой.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024