Меню сайта |
|
 |
Реклама |
|
 |
Поиск |
|
 |
|
 | |  |
| Главная » 2009 » Ноябрь » 15 » Тюнинг подвески ВАЗ 2108 2109 21099.
23:30:02 Тюнинг подвески ВАЗ 2108 2109 21099. |
А именно, про: амортизаторы, пружины и стабилизатор поперечной
устойчивости. Возьмем обычную «08» – до недавнего времени самый
популярный спортивный автомобиль в
нашей стране, а следовательно и самый «тюнингуемый». Следует сказать,
что пока на ВАЗе не начнут выпуск 10-ки с ограниченным количеством
дверей (купе или трехдверный хэтчбек), «восьмерка» никому не уступит
своего места в хит-параде глубокого тюнинга.
Для правильного тюнинга ВАЗ-2108 вам понадобятся прежде всего
амортизаторы и пружины. Их лучше брать набором — когда они просчитаны
друг для друга (и для определенного автомобиля). Устойчивых наборов не
так уж много. Существуют спортивные Monroe и Plaza, рассчитанные для
стандартных пружин, но это не дает полного эффекта. Есть знаменитые Koni
Sport с регулировками, но их «родные» пружины Mad не найти. К тому же
набор «Koni + Mad» обойдется владельцу «восьмерки» почти в $700.
Существует более доступный вариант: не так давно на рынке появились
«киты» KW, состоящие из пружин и амортизаторов. Стабилизатор поперечной
устойчивости повышенной жесткости с увеличенным сечением прутка
оказывает существенную помощь амортизаторам и пружинам. В критических
режимах работы подвески стабилизатор, скручиваясь, не позволяет колесам
и кузову жить отдельно друг от друга. От этого в немалой степени зависит
управляемость автомобиля.
Некоторые экстремалы подобный стабилизатор устанавливают и в заднюю
подвеску ВАЗ-2108 — для дальнейшего «обострения» реакций автомобиля.
Когда эти работы позади, отправляемся к специалистам по регулировке
углов установки колес. Может, и здесь удастся что-нибудь «поймать» для
дальнейшего повышения управляемости? Да. И тут начинается самое
интересное. Не стоит приезжать на развал с неисправными (изношенными)
элементами подвески — нужно сперва заменить их на новые. А так как
подвеска не в воздухе висит, а крепится к кузову, то и сам кузов должен
быть ровным. В отношении автомобиля слово «ровный» подразумевает, что
должна быть соблюдена геометрия всех точек крепления подвески. Иначе
разговор о специфических настройках придется отложить до лучших времен.
Можно выделить три основных параметра, входящих в обобщенный термин
«развал-схождение» — развал колес, схождение колес и кастр Схождение —
это угол между плоскостью колеса и осью симметрии или осью тяги
автомобиля. Если колеса «косолапят», заворачиваются внутрь по ходу
движения, то схождение будет положительным, если разъезжаются в стороны
— отрицательным. Угол развала колес формируется плоскостью колеса и
вертикальной плоскостью. Он считается положительным, если верхняя часть
колеса имеет наклон к внутренней стороне («домиком»). Угол продольного
наклона (кастр) образуется вертикалью и проекцией оси рулевого механизма
на продольную плоскость автомобиля.
Хороший мастер, через руки которого прошло немало спортивных
автомобилей, первым делом постарается выяснить, для каких целей
предназначена машина. Одно дело — соревнования (разного рода
любительские «покатушки» в последнее время вошли в моду); в этом случае
остается выяснить их специфику (трек, спринт, кольцевые или раллийные
гонки) и покрытие трассы (грунт, снег, асфальт). Другое — ежедневные
(пусть и динамичные) поездки по городу. В первом случае настройки будут
более радикальными, а комфорт и сохранность резины отойдут на
второй-третий план. Будем считать, что нашей «восьмерке» уготована
каждодневная служба по доставке хозяина из одной точки пространства в
другую с максимальным удовольствием от этого процесса. При таком
варианте специалист первым делом уделит внимание продольному углу
наклона — кастру.
Производитель рекомендует устанавливать этот параметр на значении +1
градус. «Автора» мы безмерно уважаем, но двинем кастр еще на пару
градусов «в плюс», до значения +3 градуса, и насладимся повысившимся
стремлением машины к прямолинейному движению. Она так «стоит» на дороге,
что на прямом участке можно спокойно отпустить руль и подкурить
сигарету, не опасаясь уводов. Спортсмены ставят себе кастр +5 (благодаря
изменению точек крепления опор двигателя и коробки передач), но мы
находимся в рамках здравого смысла. А он обычно диктует, что регулярная
замена «гранат» — не лучший способ получать удовольствие от обладания
автомобилем. Так что +3 для «городского» ВАЗ-2108 — предел. А вот на
«Мерседесах», например, кастр устанавливается на отметке +10-12
градусов, поэтому их крейсерское стремление к прямолинейному движению
никем не ставится под сомнение. Задний привод позволяет так «валить»
колеса вперед… Далее мастер обратит внимание на угол развала колес.
Стандартное значение для ВАЗ-2108 представляет собой ничего не обещающий
«ноль» с допуском 30 минут в любую сторону. Чтобы улучшить поведение
машины в поворотах, предлагается увести развал «в минус» до 45 минут (не
градусов!). Обращаясь к опыту спортсменов, нельзя не вспомнить кольцевые
автомобили, с колесами, «разваленными» до полного «домика». Оно и не
мудрено — угол развала колес на них достигает -6-7°, что позволяет лучше
прописывать траекторию (правда, резина при этом выживает только одну
гонку). У нас все не так экстремально, но один негативный аспект
присутствует: при интенсивном разгоне ведущие колеса заворачиваются внутрь.
Чтобы понять это на практике, можно предложить любому желающему сесть на
велосипед или мотоцикл и попробовать, слегка наклонив аппарат, поехать
прямо. Эффект очевиден — «двухколесное» будет упрямо стремиться
повернуть в сторону наклона. Чтобы снизить это стремление, обратимся к
последнему параметру — схождению. Стандартное значение — 0, но мы уже
зашли слишком далеко. Необходимо установить схождение в диапазоне +0,5 —
+1 мм. Таким образом отрицательное значение развала колес будет отчасти
компенсировано положительным значением схождения. Вроде бы, ничего не
осталось… Хотя нет — мы пока не трогали заднюю ось. Для нее в
«восьмерке» доступно, по меньшей мере, два параметра — развал и
схождение. Предполагается, что наш автомобиль
«заряжен на все деньги», стало быть,
сзади вместо барабанных тормозов установлены дисковые. Скорее всего, там
же появилась и хитрая проставка, позволяющая регулировать развал.
Вооруженные этой надеждой, обратимся к цифрам. На задней оси можно
«разгуляться» намного серьезнее, чем на передней, поэтому развал
доводится до 1-1,5°. Естественно, «в минус». Так как на заднюю ось
действуют те же силы, что и на переднюю (только слабее), этот развал мы
компенсируем при помощи схождения +2-4 мм.
Для сравнения: на автомобилях *BMW*
(традиционно имеющих
задний привод) развал на задней оси составляет -2,5°, а компенсируется
это схождением +2 мм. Вот и подросла наша «восьмерка», а мы и не
заметили. Машина побежала быстро, предсказуемо, резко. Она
«железнодорожно» придерживается заданной траектории, только бы хватало
сцепления колес с асфальтом… И почему в таких местах всегда приходится
писать «но»?! Большой ребенок — большие проблемы. Прежде всего, он
требует больше внимания. Для стандартного автомобиля периодичность
настройки углов установки колес (при обычной езде, без сильных ударов по
подвеске и замены ее деталей) — 10-15 тыс. км пробега. Для «настоящей»
машины 10 тыс. км — пожалуй, максимальное расстояние от настройки до
настройки. Можно поездить дольше, но учтем, что установленные параметры
являются границей здравого смысла. Поэтому неизбежное изменение настроек
(особенно с нашими «как бы дорогами») может отразиться на поведении
автомобиля и состоянии резины. После сильного удара (люк, бордюрный
камень) следует цепочка негативных последствий. Если элементы остались
целы, то пострадали наши хитрые настройки.
Например, кастр может «уйти» всего на 10 минут, а схождение «сбежит» аж
на 5 мм! Следующий неприятный момент — для слабых телом. Крутить руль на
месте станет тяжелее, и повинны в этом развал и кастр. Появившийся
эффект «избыточной поворачиваемости» (в кавычках, поскольку мы имеем
дело с передним приводом) может сыграть злую шутку — автомобиль
будет сам нырять в поворот. Наконец,
при подобных настройках снижается выбег машины. То есть при выключенном
сцеплении она по инерции пройдет несколько меньше, чем стандартная
«сестрица»
|
Просмотров: 677 |
Добавил: autotuning
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
 | |  |
|
Календарь |
|
 |
Наш опрос |
|
 |
Статистика |

Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
 |
|